Vivaldi: Вопросы конфиденциальности касаются каждого

  • Многие стараются не замечать проблемы, связанные с вопросами конфиденциальности. Возможно, вам кажется, что лично вас это почти никак не касается. Однако не забывайте, что если за вами следят, каждый ваш шаг автоматически компрометирует людей, с которыми вы общаетесь. Защита личной жизни давно перестала быть сугубо личным делом! Перевод заметки Vivaldi Technologies.


Защита личной жизни давно перестала быть сугубо личным делом!

Я познакомился с интернетом в 1992 г. С тех пор, как Тим Бернес-Ли сделал веб доступным любому желающему прошло лишь несколько лет, но мир уже успел измениться до неузнаваемости. И изменения эти были на редкость позитивными!

Я всегда считал, что свободный доступ к информации является важнейшим фактором развития общества. И именно интернет даёт нам такую возможность! Именно поэтому я посвятил свою жизнь работе в глобальной паутине, основав сразу две IT-компании (сперва Opera, а теперь Vivaldi). Все эти годы я пытался дать людям максимально простой, понятный и доступный способ выхода в сеть. Однако теперь у нас возникли проблемы, которые попросту нельзя игнорировать.

Интернет сильно изменился за последние 10 лет. Долгое время почти никто не контролировал крупных игроков интернет-рынка. IT-гиганты получили уж слишком много свобод. Им кажется, что данные об их пользователях – это собственность компании, а значит, только компания в праве ими распоряжаться. Если есть способ монетизировать ваши данные, они непременно им воспользуются! Государственные структуры до последнего игнорировали то, что происходит в интернете. Возможно, они слабо представляют себе, как именно происходит взаимодействие в сети, а потому не имеют ни малейшего понятия о том, как повлиять на IT-корпорации. А возможно, они просто боятся, что не смогут соперничать с глобальными IT-гигантами и диктовать им свои условия.

У нас пока есть время, чтобы разобраться в ситуации и попытаться повлиять на её исход. Однако для этого мы должны понимать, что именно происходит в мире вокруг нас. А времени осталось не так много...

Информация – это новая нефть?

Пару лет назад я был на одной тематической конференции. Так вот многие её участники называли личные данные "новой нефтью". В тот момент такое сравнение показалось мне немного забавным, но сегодня я почти полностью согласен с этим утверждением.

Подумайте сами: нефть – уникальный природный ресурс, её применяют во многих отраслях промышленность, о некоторых способах применения нефтепродуктов вы даже не задумываетесь. На данном этапе развития человечества нефть чрезвычайно полезна. Но что будет, если она разольётся и окажется там, где её быть не должно?

Интернет – прекрасное место (если не брать в расчёт троллей), и для его работы действительно необходимы колоссальные объёмы информации. Но что, если эти данные попадут к тем, к кому они попасть не должны? Что если информация о ваших перемещениях, интересах, покупках попадёт ни к тем, кто должен заниматься хранением и обработкой таких данных, а к тем, кто больше заплатит?

Приватность – дело сугубо личное?

Как часто вы слышали от знакомых "Я в курсе всех этих проблем конфиденциальности, но мне плевать. Мне нечего скрывать!"? Вот только ваша приватность касается не только вас, но и всех, с кем вы общаетесь. В переписке всегда участвуют двое. Если ваша учётная запись скомпрометирована, это не только ваша проблема.

Каждое ваше действие, каждый ваш шаг непрерывно отслеживается. Каждый ваш пост могут увидеть миллионы пользователей. И если вы понимаете это, то стараетесь весть себя сдержаннее: вы подбираете слова, стараетесь не высказываться на острые темы и не рассказываете ничего личного. И это особенно меня поражает! Я осознаю, что Facebook запомнит всё, что я лайкну, и именно поэтому я стараюсь держать себя в руках.

Всех на карандаш!

Если вы наплевали на конфиденциальность и не пытаетесь защищать личные данные, вы должны быть готовы к тому, что абсолютно любой сервис рано или поздно создаст максимально точный профиль ваших интересов. Некоторые компании тратят сотни миллионов долларов, чтобы понять, как ваши интересы влияют на принятие решений.В лучшем случае вас убедят в том, что вы и сами давно хотели купить какой-то товар. Но те же механизмы можно использовать и во время предвыборной компании, чтобы заставить вас проголосовать за "нужного" кандидата. Вполне возможно, что собранных данных достаточно, чтобы устроить "стихийную" волну протестов в нужном регионе.

Данные – это неплохо. Однако в чужих руках они превращаются в опаснейшее оружие. Зная, что вы любите кошек и ненавидите грызунов, вами не так уж сложно манипулировать. Вроде бы мелочи, но это работает. Причём случается это не только с теми, кто "недостаточно умён", чтобы распознать такое воздействие. Это случается сплошь и рядом. Почти любого можно обвести вокруг пальца.

Монетезируй это

Многим почему-то кажется, что основная проблема молчаливого сбора данных заключается в том, что сами пользователи при этом не получают никакой выгоды. Якобы в этом и заключается основная претензия всех недовольных. Но дело в том, что есть ряд компания, способных нанести реальный вред обществу. Да, я говорю прежде всего о Facebook и Google.

Просто представьте, что кто-то предложит вам несколько долларов в обмен на ваши данные. Компания сможет использовать их для своих нужд (например, чтобы запустить потенциально популярное шоу) или перепродать тем, кто готов заплатить больше. Вроде бы все в плюсе, но ваши данные переходят из рук в руки. К кому они в итоге попадут?

Как по мне, так это какая-то виртуальная проституция. Вы торгуете собственным телом. Так какая разница, кто ваш сутенёр?

Итак, какие данные о вас собирают?

Чуть ниже я постарался привести примеры сбора данных, которые заинтересую даже самого заядлого скептика:
  • Всякий раз, когда вы посещаете один из сервисов Google или Facebook, все ваши действия отслеживаются.
  • Facebook отслеживает ваши перемещения даже за пределами собственной экосистемы. На какой бы сайт вы не зашли, Facebook почти наверняка узнает об этом (даже если вы не видите привычных кнопок Like и Share). Facebook узнает вас, даже если вы вышли из системы и если у вас вообще нет учётной записи.
  • Google знает всё, что вы вводите в свой браузер. И это чрезвычайно плохо для вашей конфиденциальности!
  • Google всегда знает, где именно вы находитесь. Не важно, каким устройством вы пользуетесь: для определения вашего местонахождения достаточно сигнала GPS, Wi-Fi или Bluetooth. Отключать геолокацию бесполезно!
  • Если вы пользуетесь GMail, Google сканирует всю вашу переписку.
  • Если на сайте есть гугловская реклама, Google непременно узнает о том, что вы на нём были.
  • Вся информация, доступная вашему голосовому помощнику, доступна и Google.
  • Часть данных Google и Facebook получают от третьих лиц (например, от вашего банка).
  • Возможно, кто-то прямо сейчас подслушивает вас через микрофон вашего смартфона или ноутбука. Подтверждений этому факту нет, но технически это вполне возможно.

Но Google и Facebook далеко не единственные, кто охотится за вашими данными. Любой, кто когда-либо самостоятельно устанавливал Windows, знает, что по умолчанию Microsoft также собирает о вас огромные массивы данных.

Некоторые разработчики всё же придерживаются определённых рамок и собирают лишь те данные, которые действительно важны для работы их сервиса. Однако крупным компаниям зачастую плевать на приличия. И если Faceook и Google сходят с рук постоянные нарушения, почему кто-то должен боятся понести наказание за сбор чьих то данных? И чем дольше мы ждём, тем больше разработчиков перейдёт на темную сторону...

В поисках решений

Так почему государственные регуляторы не стремятся исправить сложившуюся ситуацию? На самом деле это не совсем так: сегодня уже существует ряд законов (вроде Общего регламента защиты данных, GDPR), но достаточно ли этого, чтобы хоть как-то повлиять на крупные компании? Ведь в большинстве случаев слежка за пользователями рассматривается как посягательство на неприкосновенность личной жизни, а проблема уже давно вышла за столь узкие рамки.

В поисках реального решения проблемы безмолвного сбора данных пришлось бы изменить сам подход к сбору, обработке и хранению данных. Понимают это далеко не все (даже те, кто действительно хочет изменить мир в лучшую сторону). Однако стоит признать, что полностью отказаться от сбора какой-либо информации было бы чрезвычайно сложно.

Какое решение было бы приемлемым в современных реалиях? Правильного ответа на этот вопрос, вероятно, не существует. Но вариантов развития событий достаточно, чтобы было из чего выбирать:
  • Во-первых, защищая интересы местных компаний, правительство могло бы препятствовать продвижению IT-гигантов.
  • Во-вторых, бесплатные сервисы могли бы стать платными, чтобы компании уже не нужно было искать новые источники доходов.
  • В-третьих, сервисы могли бы отказаться от предоставления услуг пользователю до тех пор, пока он не ознакомится с условиями и не подтвердит согласие на сбор данных.
  • В-четвертых, всегда можно просто забить и сделать вид, что ничего серьёзного не происходит, ведь в конце концов уже слишком поздно, чтобы что-то менять.
А теперь давайте разберём каждый из этих аргументов немного подробнее.

Что будет с конкуренцией?

Facebook и Google создали прецедент: они собирают колоссальные объемы данных, и теперь другие компании требуют равного и, по их мнению, справедливого доступа к информации. В конце концов это приведёт к тому, что и более мелкие компании смогут следить за своими пользователями. Это уже происходит: у американских Comcast, AT&T, Verizon ничуть не меньше данных, чем у Google или Facebook.

Так может разумным шагом была бы поддержка тех компаний, которые добровольно откажутся от сбора данных? Регулирование вопроса хранения данных должно быть настолько строгим, чтобы сервису было попросту невыгодно собирать информацию о своих пользователях без действительно веских на то причин.

Должны ли мы платить за услуги, которыми пользуемся?

Когда-то все сервисы были бесплатными. Когда-то информация о нас мало кого интересовала. Когда-то никто бы и подумать не мог о том, чтобы платить за доступ к нашим данным. Сервисы были ориентированы на рекламу, но реклама была обобщённой, она была ориентирована на всех. Как правило такая реклама была связана с тематикой самого сайта: находясь на сайте об автомобилях, вы бы увидели рекламу магазина запчастей или сервиса по ремонту, а если сайт посвящён моде, вам бы предложили купить что-нибудь из последней коллекции.

Установив жёсткие правила для компаний, которые не способны самостоятельно умерить свои "аппетиты", мы создадим идеальные условия для тех, кто готов соблюдать правила. Причём такая модель работает: многие компании умудряются зарабатывать на рекламе, не собирая при этом почти никаких данных. Например, DuckDuckGo.

Facebook и Google придётся изменить свой подход к ведению бизнеса. Возможно, их доходы при этому существенно снизятся. Может быть, в новых условиях их даже обойдут новые конкуренты. Но, скорее всего, простые пользователи от этого только выиграют.

Могут ли сервисы работать без доступа к вашим данным?

Очевидно, что некоторым сервисам всё же необходим доступ к вашим данным. Например, как условные Яндекс.Пробки расскажут вам о ситуации на дорогах, если у них не будет информации о том, кто застрял в пробке, сколько их и где это случилось? Как навигатор покажет вам маршрут, если не знает, где вы находитесь?

И я не спорю с тем, что эти данные действительно необходимы.Информация о пробках могла бы быть вам полезна. Зная это, вы соглашаетесь передавать компании информацию о собственных перемещениях. Вопрос в том, что сервис собирается делать с вашими данными? Что если они будут использованы и в других целях? Например, чтобы понять, в каких местах вы бываете.

Информация о том, что вы стоите в пробке, важна именно сейчас. Уже через две минуты она утратит свою актуальность. Так какой в ней толк? Особенно, если компания не собирается использовать её для собственных целей, о которых вас не предупреждали. Вот только вы никогда не узнаете, какие именно данные хранит о вас сервис и в течение какого времени. И это проблема.

Сервис лишь хранит наши данные. Данные всё ещё принадлежат нам и только нам. Сервис не в праве распоряжаться нашими данными или передавать их третьим лицам. По крайней мере так должно быть... На деле же всё немного иначе...

Уже слишком поздно?

Нет. Разумеется, если мы мгновенно откажемся от сбора данных, ущерб для компаний, которые построили свой бизнес вокруг слежки за пользователями, будет огромен. Однако компаний, которые  отстаивают жизнеспособность рекламы, ориентированной на контент, а не на пользователя, далеко не так мало, как вам кажется. Любое изменение в рекламной рынке повлечёт за собой как положительные, так и отрицательные изменения. Кто-то от этого выиграет, а кто-то проиграет. Это нормально.

Даже если вы позволите какому-то сервису собирать ваши данные, далеко не факт, что вы позволите это другим компаниям или государству. Однако у вас должен быть это выбор. Пока его нет, и сейчас мы наблюдаем последствия подобной беспечности. Потеря конфиденциальности – это угроза обществу и демократии! В обществе без права на приватность абсолютно каждый будет под угрозой...

Высказывайтесь! Обратитесь к политикам и объясните, что вы не хотите, чтобы кто-то собирал ваши данные. Не важно, кто и где будет их хранить. Не важно, каким образом и для каких целей ваши данные будут обрабатывать. У IT-сферы достаточно лоббистов, чтобы продавить нужный закон. К тому же политики не всегда видят в слежке угрозу. Но вместе мы сумеем изменить общественное мнение. Вот почему так важно говорить о проблемах приватности!


Йон фон Течнерсооснователь /
генеральный директор Vivaldi Technologies
28 января 2019 г.

Рассказать друзьям через AddThis или Shareaholic
Translate via GoogleYandexBing or Promt
Другие публикации Vivaldi
The same in English

Комментарии

  1. Некоторые государства ни под каким предлогом не откажутся от сбора данных о действиях своих (и не только) граждан в сети. Более того, очень высока вероятность, что и другие государства со временем станут это делать...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения