Vivaldi: Цена конфиденциальности на примере "бесплатного" бургера

  • Этим летом Vivaldi Technologies предложили нескольким блогерам рассказать об их взглядах на проблемы конфиденциальности. Одним из первых, кто откликнулся на это предложение, был Джефф Браун. По его мнению, принимая условия использования какого-то сервиса, пользователь должен осознавать, что соглашается и на обработку личных данных. Проблема заключается в том, что подавляющее большинство пользователей этого даже не осознаёт.


Цена конфиденциальности на примере "бесплатного" бургера

Существует грань между удобством и конфиденциальностью. Понятия не имею, где она проходит, но она точно есть. Возможно, она чересчур размыта, но она точно должна быть. Так давайте постараемся её найти?

Сообщения о новых утечках, взломах и уязвимостях появляются чуть ли ни каждый месяц. Хотите увидеть пугающе длинный список недавних нарушений конфиденциальности? Что ж... Википедия в помощь! Уверен, там вы найдёте много интересных и по-настоящему жутких фактов.

Личные данные стали главной валютой современности. IT-корпорации знают о нашей жизни почти всё: история браузера, формы, которые мы заполняем, товары, которые мы покупаем или только собираемся купить, сайты, которые мы посещаем. Благодарить за это нужно скрытые рекламные трекеры, а иногда и сотовые телефоны, которые любезно предоставляют данные о всех наших перемещениях рекламодателям.

Что им от нас нужно? Всё просто: они хотят знать, какие бренды мы предпочитаем, как мы находим понравившиеся товары, мимо каких магазинов мы проходим по пути к конкретной торговой точке и есть ли у нас возможность сравнить их предложения с предложениями прямых конкурентов. Ищите авиабилеты? Поздравляю! Теперь авиакомпании воспользуются файлами cookies из вашего браузера, чтобы узнать, что именно вас интересует, и подобрать "оптимальную" (разумеется, не для вас) стоимость перелёта. Подключились к бесплатной сети Wi-Fi в торговом центре? Теперь его администрации известно, какие сайты вы посещаете и какими приложениями вы пользуетесь, находясь в магазине. Оформили карту лояльности? Класс! Теперь у вас будет персональная скидка, благодаря которой вы будете тратить ещё больше. Да и магазин сможет узнать вас гораздо лучше!

Вы сами решаете судьбу своих данных

Если мы с вами хотя бы немного похожу, ваши время, деньги и другие ресурсы существенно ограничены. Например, если я знаю, что в какой-то закусочной быстрого питания существует особая система баллов, за которые посетитель может получить солидную скидку, я, скорее всего, предпочту именно это заведение. Мне кажется, что за меньшие деньги я получаю гораздо больше еды, но на самом деле я мои затраты лишь увеличатся.

Но проблема немного глубже, чем кажется, ведь закусочная может делиться собранной обо мне информацией со своими партнёрами (обычно это делается для лучшего рекламного таргетирования), а те в свою очередь также могут передавать мои данные своим партнёрам. И так по кругу, снова и снова... И на каждом этапе в этой цепочке я уязвим: обезличенные данные могут быть идентифицированы или попасть в руки к нечестным игрокам. И именно поэтому я должен решить: а нужен ли мне бесплатный бутерброд? С учётом всех скидок я получу примерно один бесплатный бутерброд в месяц, но стоят ли мои данные бесплатного бутерброда?

Для меня ответ очевиден: да, я хочу, чтобы мои деньги работали и приносили мне пользу. Однако я уверен, что многим бы не хотелось, чтобы информация об их жизни просочилась куда-то ещё. Есть люди, для которых действительно важна их конфиденциальность. И это круто! Ведь только что мы оба приняли осознанное решение.

Но есть и третья группа: те, кто вообще не осознаёт, что у них есть выбор. Это те люди, которые безмерно удивляются очередной утечки данных, даже не задумываясь о том, как именно эти данные попали к компании, как это утечка может повлиять на их жизнь и как они могли повлиять на эту утечку. И тут всё очень сложно...

Далеко не каждый может осознать важность этого выбора. Ещё сложнее будет объяснить это своим близким. Конфиденциальность – это очень серьёзная тема, но если подойти к ней со всей ответственностью, поводов для паники не так уж много. Пора осознать риски, связанные с оформлением бонусной карты, и взять на себя ответственность за собственные данные.

Возможно, когда-нибудь ситуация изменится... Однако, я бы не тешил себя иллюзиями: вряд ли это произойдёт скоро и вряд ли для нас с вами что-то действительно изменится в лучшую сторону. По крайней мере я бы на это не рассчитывал!

Что я предлагаю? Давайте организуем движение, целью которого будет обучение неопытных пользователей основам конфиденциальности в интернете? На самом деле такие организации уже существуют: Фонд электронных рубежей, Vivaldi, Brave и Firefox – прекрасные тому примеры. Мы же должны поделиться этой информацией с теми, кто находится рядом с нами. Возможно, они поймут нашу обеспокоенность и прислушаются к нашим доводам. Конфиденциальность должна быть осознанным выбором каждого пользователя.

Возможно, со временем и IT-корпорации заметят, что пользователям важна их конфиденциальность, и наконец-то изменят свой подход к сбору и хранению данных. Возможно, когда-нибудь они осознают свою ответственность перед пользователями.

Что-то есть захотелось... Пойду-ка я за своим "бесплатным" бургером!

Джефф Браун,
Университет штата Миссури,
специально для Vivaldi Technologies
14 июня 2019 г.

Рассказать друзьям через AddThis или Shareaholic
Translate via GoogleYandexBing or Promt
Другие заметки о Vivaldi
The same in English

Комментарии

Популярные сообщения