Пара советов тем, кто собирается использовать AntiX

Продолжаем упираться рогом и страдать, используя AntiX. Зачем? Почему? Ради чего? Когда это кончится? Ответа на эти вопросы у меня до сих пор нет. Я правда устал и уже сто раз пожалел о том, что всё это затеял. Честно говоря, Mint MATE на HDD работал вполне терпимо, но мне захотелось большего… И теперь у меня есть SSD, на котором Mint еле шевелится, и вообще нет идей, какая ОС могла бы стать моим новым пристанищем.

Продолжаем упираться рогом и страдать, используя AntiX. Зачем? Почему? Ради чего? Когда это кончится? Ответа на эти вопросы у меня до сих пор нет.

Несколько советов для тех, кто твёрдо уверен перейти на AntiX

Итак, примерно две недели назад я пересел с Linux Mint на AntiX. Причина простая: за то время, что я провёл с Linux, мой десятилетний ноутбук превратился в почти пятнадцатилетний. Да, топовый ноут из 2010-го до сих пор тянет почти все рабочие окружения (кроме разве что GNOME и Cosmic), но и мучить его уже нет никакого смысла. Ему нужна адекватная для таких железок операционная система, и так уж вышло, что их сейчас не так много: AntiX, Puppy, Q4OS и всякие LXLE, которые со дня на день перестанут получать хоть какие-то обновления. Я выбрал AntiX.

Первое время я прям кайфовал: от нажатия на кнопку включения и ввода ключа шифрования до загрузки в систему уходило от силы секунд 12-15, большинство программ загружалось почти мгновенно, потребление оперативной памяти было мегабайт на 400-500 меньше, чем в других дистрибутивах, а нагрузка на ЦП редко доходила до почти привычных для такого железа 100%.

Единственным серьёзным косяком была отвратительная русская локализация. Уж не помню, что конкретно мне понадобилось, но точно помню, что, даже зная, что именно я ищу, я так и не смог отыскать в меню приложений нужную кнопку. Взаимодействие с русской версией AntiX – это почти всегда лютый реверс-инжениринг: «Бежать… Что значит, бежать? Бежать – это run, run – это launch, launch – это запускать. Значит, бежать = запускать!». И так почти со всеми программами, которые вам удастся идентифицировать. Что мешало оставить хотя бы названия нетронутыми, лично мне непонятно.

Из-за корявого перевода меню мне в голову пришла странная идея: а что, если перевести ОС на английский, а потом вернуть русский для всего, кроме меню приложений? Ведь софт, меню приложений и календарь с часами переводятся отдельно. Что могло пойти не так?

Короче, я снова словил какой-то баг, из-за которого из меню пропали вообще все иконки. Он довольно старый и довольно распространённый. Насколько я понял, это случается, когда при попытке перевести меню на новый язык вы забываете переключить раскладку и вводите неверный пароль. Фиксится это всё переключением языка туда-сюда (в какой-то момент должно сработать). Вот только после этого у меня перестали работать некоторые кнопки в Центре управления. Вроде бы тоже мелочь, но, чёрт его знает, что там ещё могло отвалиться.

В тот момент я решил, что оконные менеджеры – это не для меня, и вернулся на Linux Mint, но MATE на SSD стал жрать заметно больше, чем на HDD, и временами это было прям критично, так что после нескольких дней жёсткого воркаута и почти полного голодания (не спрашивайте, я так успокаиваюсь) пришлось вернуться к AntiX, и тут началось…

Короче, я нашёл столько багов и нелогичных решений, что теперь, придётся рассказать о них и вам. И, если в ближайшее время я не ливну на более дружелюбную ОС, заметка эта будет расти и расти.


1. Либо пароль root, либо раздел home

У AntiX хоть и не особо красивый, зато довольно удобный установщик. Обычно вам дают выбрать между двумя вариантами установки: с автоматической разметкой диска и в ручном режиме. А в AntiX вы можете выбрать автоматическую разметку и всё равно выделить /home в отдельный раздел. И это удобно!

Проблема в том, что, если при создании пользователя вы ещё и для root пароль установите, система попросту откажется загружаться. Я устанавливал AntiX несколько раз, с разными настройками и на разные диски. Установить систему можно и с паролем root, и с отдельным разделом /home, но только по отдельности.

Нужен ли вам отдельный раздел под /home? Вроде бы так безопаснее и удобнее. К тому же без ещё одного раздела вы почему-то не сможете воспользоваться утилитой Timeshift (по крайней мере, если ваш диск зашифрован): она попросту не воспринимает корень системы как полноценный раздел, а вот если /home у вас вынесен на отдельный раздел, всё в порядке. Но это уже прогресс, ведь ещё несколько версий назад Timeshift в AntiX вообще отказывался загружаться.

Нужен ли вам отдельный пароль root? Вроде бы не особо: в установщике пишут, что если его нет, можно использовать sudo, но на деле есть ряд функций, воспользоваться которыми без root вы не сможете. Например, установка проприетарного драйвера Nvidia. Если пароля root у вас нет, sudo не подойдёт, и вам придётся вручную добавлять root.

Если вы твёрдо уверены, что вам нужен и отдельный раздел /home, и отдельный пароль для пользователя root, устанавливайте систему без рута и добавляйте его уже после установки. Ну или готовьтесь вручную через терминал добавлять пользовательские каталоги в надежде, что система запустится.


2. По возможности не русифицируйте меню приложений

Я ведь уже говорил о том, что читать то, как ранние нейросети перевели элементарные термины, больно почти на физическом уровне. Английское меню приложений более чем понятно, и по возможности вам стоит использовать именно его. Проблема в том, что AntiX считает пользователя дураком и постоянно норовит исправить какие-то настройки. У меня вот меню постоянно сбрасывается на русское, и это дико бесит!

Вторая проблема заключается в том, что, переключаясь между языками, вы можете тупо сломать интерфейс, и из меню приложений исчезнут все иконки. Казалось бы: зайди в конфиги да пропиши путь к иконкам самостоятельно, но… Кто сказал, что он куда-то делся или изменился? Всё прописано, и всё должно работать, но не работает. И это тоже бесит.

В AntiX нет волшебной кнопки «Вернуться к изначальным настройкам». Единственный способ восстановить систему – заранее записать её в ISO-образ и переустановить.


3. Сразу проверьте, чтобы всё работало

Да, звучит банально, но с AntiX вы никогда не знаете, что и когда может отвалиться. В мой первый заход в AntiX на Asus N61 отвалились настройки IceWM. Узнал я об их существовании минут за двадцать до этого и все изменения вручную прописывал в конфигах. Теперь же у меня отвалилась утилита для настройки мышки: до переустановки она работала, а теперь только притворяется, что работает.

Мне от неё нужно ровно две вещи: отключить тачпад, ибо у меня тут нет ни физической кнопки, ни даже сочетания клавиш для его выключения, и вырубить акселерацию, ибо я уже не такой киборг, как раньше, и не могу рисовать с такой сенсой.

И вроде бы в Lubuntu этих настроек вообще не было: сенса там и так стояла на минимуме, а переключатель тачпада туда тупо не завезли. И в Lubuntu мне приходилось пользоваться консольными командами:

synclient TouchpadOff=1 – выключить
synclient TouchpadOff=0 – включить

Но в AntiX эти команды почему-то не работали и выдавали ошибку «команда synclient не найдена», а всё потому, что AntiX почему-то решил не устанавливать драйвер xserver-xorg-input-synaptic. Установил вручную, и всё-таки сумел выключить тачпад через стандартную утилиту настройки мышки. А вот на другие настройки это вообще никак не повлияло, и, если раньше хотя бы в терминале отображались какие-то отчёты об ошибках, то теперь даже он молчит. И я всё ещё не могу отключить акселерацию, уменьшить чувствительность и поменять размер курсора (не то, чтобы мне это прям надо, я просто проверял). И вот, как это фиксить, я уже не знаю.

Кстати, отключить тачпад можно было и без установки драйверов, правда только до первой перезагрузки:

sudo modprobe -r psmouse – отключить
sudo modprobe psmouse – включить

Что сломается в AntiX следующим, даже представить страшно… Мне вот как-то раз вроде бы проверенные драйверы Nvidia систему чуть совсем не убили. Спасибо, хоть разрабы AntiX и MX догадались добавить в терминал команду, которой можно вернуться на открытые.


4. Некоторые стандартные функции придётся активировать вручную

Я жуткий перфекционист, и привык всё настраивать под себя. Темы оформления в браузере у меня повторяют оформление операционной системы, а оформление сайтов повторяет тему из браузера. И для этого мне нужно копировать цвета. Так вот в AntiX у меня периодически не получалось скопировать и вставить цветовой код нужного элемента. А знаете, почему? Потому, что я копировал цвет и сразу закрывал утилиту для его копирования (называется она, кстати, яд-цвет!), а AntiX по умолчанию не умеет копировать что-то между программами: пока программа открыта, всё нормально, но стоит её закрыть, и AntiX сразу забудет о её существовании. Казалось бы, причём тут буфер? Но разрабам виднее…

Так вот в AntiX буфер обмена нужно активировать вручную. Для этого заходим в Центр управления > Сеанс и жмём кнопку Включить/Отключить Менеджер буфера обмена (красиво, я аж не могу!).

Вторая штука, которую нужно активировать вручную – это проверка обновлений. Причём тут всё немного сложнее: по умолчанию утилита для проверки наличия обновлений в систему даже не установлена, и установить её нужно вручную:

sudo apt install apt-notifier

Прикол в том, что новое ПО AntiX в автозапуск не добавит (даже своё собственное), и сделать это тоже придётся вам. Открываем файл /home/username/.desktop-session/startup, ищем в нём упоминания apt-notifier и редактируем, чтобы всё выглядело примерно так:

# Uncomment after installing apt-notifier
apt-notifier &

Что мешало сразу добавить утилиту из коробки и тупо убрать её из автозапуска?


5. Не особо рассчитывайте на сообщество

Давайте объективно: большую часть времени я беспросветный хам, особенно когда это касается мелочей, которые так сильно меня бесят. Мне больно почти на физическом уровне, и я не могу быть милым и приветливым. И уж тем более я не могут быть милым и приветливым, когда делюсь с кем-то своими проблемами, а их в ответ обесценивают.

Столкнувшись с кучей косяков в первые же дни использования системы, я, разумеется пошёл в единственное место, где разумно искать помощи, – в официальное сообщество AntiX на фейсбуке. Почему туда? Да потому, что других ресурсов у них нет. К тому же я уже несколько лет состоял в их группе и даже временами помогал с решением прям совсем простых проблем.

И вот пришёл я в их уютную группу, где раз в неделю приветствуют новых членов, рассказал о том, что российская локализация ужасна, и мне пришлось потратить несколько часов жизни, чтобы исправить перевод более 600 строк на Transifex, и даже привёл несколько особо кековых примеров (про бег, кольчугу когтя, живые УСБ и прожег ЗД), а в ответ услышал, что не с моим уровнем английского чужую локализацию критиковать!

И каждый раз, когда я приходил туда с проблемой (а приходил я туда, поверьте, часто), в ответ я получал лишь напоминания о том, что волонтёры вообще то на чистом энтузиазме стараются, а я только критикую. Тот факт, что я уже несколько недель перевожу по несколько сотен строк корявого текста в день, никого не волнует: я не достоин переводить AntiX и хорошо бы я поскорее свалил куда-то ещё.

За всё это время я лишь дважды получил хоть какой-то совет. Ни один из них, правда, не помог, но они хотя бы попытались. Всё остальное время меня убеждают в том, что AntiX не для меня, и Linux не для меня, и английский тоже. Наверное, на форуме ситуация была бы получше, но там ведь нет никого! Ну рассказал я о ситуации с мышкой, а дальше что? За то время, что мне хоть кто-то ответил, часть проблем я и сам умудрился решить. А потом пришёл чел и сказал, что моё решение было верным (как решать оставшиеся проблемы, не сказал).

А я ведь два года просидел на Solus: тоже маленький самобытный дистрибутив с кучей особенностей. И почему-то там разрабы не чурались разговаривать с аудиторией. Да и атмосфера там была получше.


И вот пишу я это всё и понимаю, что мне вообще не хочется оставаться с AntiX. Просто валить мне уже некуда. Разве что на Q4OS или Lubuntu, но Lubuntu нужно подождать пару месяцев, а разрабы Q4OS презирают тёмные темы.

AntiX – идеальная операционная система для антиквариата. Поверьте, на реально старом железе, которое уже вообще не справляется ни с одной актуальной операционной системой, AntiX творит чудеса. Но лишь от того, что вы вообще ничего от него не ждёте.

А ещё говорят, что у AntiX какой-то «положительный вайб», и мне всегда казалось, что это из-за того, что пользователи AntiX чётко осознают, зачем он им нужен. А теперь мне кажется, что прикол в том, что никто им особо не пользуется: его устанавливают на старые нетбуки, удивляются тому, как шустро он там работает, и забывают. И вот в этом плане к AntiX нет почти никаких претензий: Acer Aspire One 722, который большую часть времени тупо лежит на полке в шкафу, с AntiX на SSD и 4ГБ RAM теперь почти летает (особенно, если вспомнить, как тяжело ему было даже с родной для него семёркой).

А вот если вы решитесь установить AntiX на более-менее нормальное оборудование (а всё-таки топовый ноут из 2010-го пока вполне справляется с браузером и офисными задачами), ничего, кроме разочарования, вам этот опыт не принесёт.

На днях мне пришлось трижды переустановить AntiX на новый SSD, а теперь выясняется, что встал он всё равно криво, и никто из столь активного сообщества MX не может помочь мне с исправлением вроде бы элементарных проблем. Вот как можно забыть установить драйверы? Зато прогу для ТВ и радио в дистрибутив засунули!

Да не бомбит у меня!

Короче, если у кого-то есть опыт взаимодействия с Q4OS или Lubuntu, маякните. Если есть инфа по переводу LXLE с 20.04 на что-то поновее, тоже дайте знать. Всё-таки с первыми дистрибутивами мне повезло больше…

29 февраля 2024

Комментарии

Популярные сообщения