Mashable: Mastodon обречён на вымирание!

Альтернативная точка зрения – штука полезная, и, даже если автор высказывает точку зрения, с которой я абсолютно не согласен, выслушать его в большинстве случаев будет полезно. Недавно Mastodon подсунул мне статью о том, почему Mastodon обречён на вымирание. Она оказалась довольно старой, но ознакомиться с высказанными в ней претензиями было весьма интересно: Mastodon выжил, а многие косяки исправили.

Шесть причин, по которым Mastodon обречён на вымирание

Уильям Шетнер не смог найти мой аккаунт в Mastodon, и это проблема.

Mastodon появился сравнительно недавно и почти сразу обрёл славу анти-твиттера: он выглядит как твиттер, ощущается как твиттер, но это не твиттер, и с твиттером он вообще никак не связан.

Mastodon – это бесплатная открытая децентрализованная платформа для ведения микроблога. Микроблоги – это как раз про твиттер, но в отличие от твиттера, в Mastodon вам доступно не 140 символов, а аж 500 (а иногда и больше). В остальном существенных отличий от твиттера с точки зрения пользователя не так много: глубокие настройки конфиденицальности, хронологическая лента новостей и т. д.

Технический обозреватель Mashable Джек Морс говорит, что к Mastodon присоединились все крутые чуваки из индустрии. Видимо, я не такой уж крутой, ибо мне пришлось запрыгивать в последний вагон и разбираться в особенностях сервисах, когда все вроде бы уже им пользовались. Для регистрации я использовал тот же ник, что и всегда, – LanceUlanoff (чтобы потом его никто не стащил).

На самом деле я даже не уверен, где именно я зарегистрировался: в тот момент Mastodon был настолько популярен, что не мог выдержать наплыва новых пользователей. А ещё Mastodon – это не единый сервис, а десятки взаимосвязанных, но всё-таки независимых серверов. Свой сервер я выбирал без особых напрягов: тупо прокрутил страницу до середины и ткнул в первый попавшийся. Им стал Mastodon.Cloud. Это самый сложный этап регистрации, и дальше всё прошло как по маслу. Интерфейс простой, старомодный и слегка отдаёт чем-то мобильным.


Mastodon – это не твиттер, и в этом его главная особенность

Чего я в тот момент не понимал, так это того, что зарегистрировался я не в мифическом Mastodon, а на конкретном сервере. И в тот момент я пока не знал, видят ли мои посты за его пределами и могу ли я общаться с пользователями других серверов. И тот факт, что Шетнер не смог найти мой профиль, подливал масло в огонь моих сомнений.

И в Mastodon я не нашёл для себя ничего удивительного, кроме того факта, что он никак не связан с твиттером. А ведь первое, о чём вы думаете, попав в Mastodon, – «Это ведь сторонний клиент для твиттера?». А ещё Mastodon не подчиняется коммерческим организациям или частным инвесторам.

Помнится, впервые о Mastodon начали говорить как раз в тот момент, когда твиттер потерял права на трансляцию игр NHL. Зачем твиттер пытался стать стриминговым сервисом, до сих пор не ясно (140 символов и прямые эфиры как-то слабо сочетаются).

Проблема твиттера в том, что в какой-то момент он вырос настолько, что развиваться ему было уже некуда, и всё, что могли сделать разработчики, это создавать видимость активной работы и убеждать инвесторов в том, что никакая стагнация сервису не грозит. Но при всём обилии явно лишних для микроблогов функций твиттер выглядит в разы удобнее и продуманнее, чем Mastodon.


Итак, давайте поговорим об ошибках, которые совершают разрабы Mastodon.

1. Ужасный нейминг

Давайте отталкиваться от ассоциаций: Mastodon – это что-то древнее, громоздкое и неповоротливое. Логотип у сервиса симпатичный, но, сдаётся мне, пользователю будет казаться, что Mastodon почил в забвении миллионы лет назад, а теперь его выкопали из мерзлоты и зачем-то показывают пользователям.

2. Множество серверов вместе единого хаба

Возможно, изначально независимые серверы были попыткой снизить нагрузку от нескончаемого потока новых пользователей. Так администрация Mastodon смогла разделить их на несколько потоков поменьше, но сама регистрация при этом стала в разы сложнее (особенно для не самых опытных пользователей). Из-за этого Mastodon больше похож на гигантский групповой чат, нежели на социальную сеть. Общая лента новостей спасает, но её ведь ещё найти надо.

Я понимаю, что федеративность – это основная фишка Mastodon, и в теории её можно было бы использовать для создания независимых пространств со своими правилами и тематикой, но для рядового пользователя такой подход просто ужасен. Даже не представляю, как много пользователей отсеялось ещё на этапе регистрации.

3. Странная терминология

В твиттере вы твитите. Это странно, но мы привыкли. В Mastodon вместо твитов вас ждут тутсы. В том, чтобы твитить в твиттере был хоть какой-то смысл: символом соцсети тогда была синяя птичка, а вы, публикуя что-то на сайте, как будто щебетали вместе с ней. А какой смысл в тутсах в Mastodon? Что это вообще значит?

4. Специфический подход к идентификации пользователей

Изначально в Mastodon как-то совсем странно идентифицировали пользователей с других серверов: вместо удобных ников с указанием сервера им присваивали какие-то номера (у меня вот был номер 995). Из-за этого казалось, что я что-то не настроил или настроил как-то неправильно. Потом номера заменили на привычные ники, а теперь из ников убрали указание на конкретный сервер.

5. Где все?

Если вы не можете найти друзей по имени, как вы собираетесь следить за тем, что они постят? Иногда сообщения с одного сервера могут не отображаться на другом (примет, Уилл!), а для того, чтобы увидеть все публикации, нужно найти специальную вкладку (но поможет это несильно, ибо там всё равно бардак). Самый простой способ связаться с другом – добавить в описание профиля ссылку на привычные социальные сети и надеяться, что это поможет. Почему так сложно?

6. Приложения напоминают тестовые проекты от начинающих программистов

Пользоваться Mastodon я начал из браузера, и это был неплохой опыт, но многим ведь нужно ещё и мобильное приложение. И оно есть. А в случае с Mastodon их прям много.

Официального приложения с заголовком Mastodon долгое время не было. Вместо этого вам предлагали выбрать одно из десятков доступных приложений с открытым кодом. Они позволяют вам залогиниться в сети вне зависимости от того, какой сервер вы выбрали при регистрации. А вот список серверов во многих из них не отображался, так что я до сих пор не знаю, как много серверов Mastodon успели запустить энтузиасты.

Теоретически Mastodon безграничен и может расширяться почти бесконечно. Но на деле это ощущается, как что-то незначительное и местечковое, что-то, что совсем скоро исчезнет под гнётом привычных социальных сетей.


Mastodon не выживет без хайпа

У сервиса есть потенциал. Он прост в использовании (но не в регистрации), и многие сейчас явно захотят его попробовать. Но и недостатки Mastodon очевидны: сейчас это больше перспективный проект, чем готовый к использованию продукт. Если в скором времени у сервиса не появится единый лидер с понятным рядовому пользователю видением, Mastodon обречён на вымирание.

Mastodon не сможет выжить без хайпа!

Помните Peach? Готов поспорить, что нет. А ведь это был довольно популярный сервис для обмена забавными фотографиями. Как Snapchat, но без пошлятины. Две недели Peach был самым популярным приложением и обошёл все привычные социальные сети. А потом всё. И где он сейчас?

Примерно та же история была и с Clubhouse. И пока мне кажется, что Mastodon – это больше Clubhouse, чем твиттер.

Я вот уже готов двигаться дальше (или конкретно в моём случае – вернуться в твиттер). Как и Шетнер, который до сих пор так и не нашёл мой аккаунт. И я подозреваю, что многие нынешние пользователи Mastodon тоже в скором времени его покинут. Аккаунты останутся, но вести их никто не будет. А без активной аудитории Mastodon пополнит ряды мёртвых социальных сетей, которые были успешны только на бумаге.

Лэнс Уланов,
главный редактор Mashable
5 апреля 2017

Комментарии

Популярные сообщения