Что там у Maxthon?

  • Давненько мы не говорили о Maxthon... А ведь тем для обсуждения накопилось предостаточно! Почему старые пользователи всё больше разочаровываются в браузере? Почему браузеру пока не удаётся привлечь новых пользователей? Почему Maxthon до сих пор не реализовал поддержку привычных расширений из WebStore? Куда делся встроенный AdBlock Plus? Почему так давно не было обновлений браузера Nitro? Есть ли шанс на его возвращение? И что там готовит сингапурский фонд LivesOne? Вопросов много, текста будет ещё больше!


Почему Maxthon теряет старых пользователей?

При всей моей нелюбви ко всяким рекомендательным сервисам должен признать, что иногда они всё-таки полезны. Вот, например, YouTube периодически подкидывает действительно интересное видео. Так я узнал о канале TechAltar, он посвящен технологиям (в основном смартфоном). Ведущего зовут Мартон Барца. Несколько лет он проработал в Oppo Electronics и слегка шарит в том, как устроен бизнес в Китае.

Так вот у Мартона есть теория: в отдалённой перспективе технологическая компания, ориентированная на гиков, просто не может быть успешной. Когда-нибудь ей придётся переключиться на более массового пользователя, иначе компания попросту разорится и уйдёт в небытие. Мартон назвал это ловушкой для гиков. И, по-моему, как раз в неё и угодили пользователи Maxthon...



Просто вспомните, за что вы любили Maxthon? За почти безграничный функционал из коробки! Долгое время Maxthon превосходил другие браузеры. Он был почти идеальным браузером для гиков. Гляньте хотя бы на его обсуждение на Ru-Board: в большинстве случаев вы даже не поймёте, о чём говорят все эти люди!

Скорее всего, именно так Maxthon и собрал первую аудиторию: он был достаточно функциональным, чтобы привлечь требовательных пользователей, а те подсаживали на него своих друзей. Но что потом? Ведь браузер должен зарабатывать! Его доход напрямую зависит от количества пользователей, а гиков слишком мало...

Просто перечитайте интервью тогдашнего вице-президента Maxthon Карла Мэттсона. Судя по всему, релиз MX4 был вполне удачным. У Maxthon появились деньги, которые можно было вложить в разработку чего-то нового. Так они и сделали: альтернативный браузер для Android (некоторые фишки которого только сейчас перекочевали в Opera Touch), довольно перспективный Nitro, мобильный браузер для детей, разрабатывался браузер для игровых консолей и умных телевизоров. И где это всё?

У Maxthon просто не хватило ресурсов. Им нужно было расширить аудиторию, а новым пользователям не нужны танцы с бубном! Так MX4 превратился в MX4.9 (что лично я считаю правильным решением), а потом и в MX5. И чем дальше, тем больше вопросов у нас, старых пользователей...

Вот только это нормально! Да, Maxthon уже давно отошёл от первоначальной концепции. Но если бы они продолжили гнуть свою линию и остались на уровне MX2, пользователей у него было бы не больше, чем у классической Opera 12 на Presto!

Просто примите это... Наши пути разошлись. То, что Maxthon делает сейчас, меня почти не привлекает. Но я не чувствую по этому поводу какого-то негатива. Наоборот! Я надеюсь, что Maxthon удастся привлечь новых пользователей, и я хочу, чтобы браузер развивался. Вы нет?


Почему у Maxthon не получается привлечь новых пользователей?

Всему виной Google Chrome, перевернувший рынок браузеров осенью 2008 г. Google отказались от лишних элементов интерфейса, их браузер казался простым и лаконичным. Новым пользователям не нужно было разбираться в назначении каждой кнопки. Google сразу же сосредоточились на внедрении современных стандартов и форматов (например, добавили в браузер поддержку HTML5), и сайты довольно быстро переключились на вёрстку под Chrome. Google дали сторонним разработчикам инструментарий для модификации браузера. Так появились расширения. Их становилось всё больше, их функционал возрастал, и пользователи довольно быстро к этому привыкли. Google не изобретали расширения, но Google сделали их по-настоящему востребованными.

Другими словами, Google создали пустой браузер и дали гикам инструменты для его модификации. Гики со временем выпустили множество расширений, которые существенно расширили функционал некогда пустого браузера. Действительно полезные и уникальные расширения со временем привлекли к браузеру внимание новых пользователей.

С Maxthon же всё было немного иначе... В 2010 г. Maxthon решились на довольно рискованный шаг: они отказались от старых наработок и создали браузер с нуля. Им стал MX3. Видимо, стандарты, заложенные Google Chrome, к тому моменту уже изменили интернет до неузнаваемости. IE стал синонимом стагнации, времена Trident навсегда ушли, и Maxthon нужен был новый движок. Им стал WebKit. Он отвечал современным стандартам, и в сочетании с гиковской направленностью Maxthon в тот момент действительно могли рассчитывать на приток сторонних разработчиков. Те в свою очередь портировали бы под Maxthon свои расширения, а привычные расширения в сочетании с расширенным функционалом самого браузера привлекли бы и новых пользователей. Вслед за новыми пользователями пришли бы и новые разработчики. Но почему-то не срослось...

В итоге у нас есть потенциально крутой браузер с потенциально крутыми расширениями, которых попросту нет. Сторонние разработчики не хотят тратить время на столь странный браузер. А без них он малоинтересен новым пользователям... И как бы Maxthon не пытались расширить свою аудиторию, они всегда будут упираться в одну и ту же стену: отсутствие расширений.

Вывод: расширения важны, а без расширений ты никому не нужен! Просто замените браузер на ОС, а расширения – на приложения, и станет очевидно, насколько такие "мелочи" важны для пользователей. Кстати, в похожую ситуацию рискует попасть и другая китайская компания – Huawei. В скором времени они собираются выпустить собственную операционку Kirin OS, и, если она не будет поддерживать привычные приложения, написанные под Android, придётся им весьма несладко... Вспомните хотя бы Firefox OS: если уж Mozilla с её армией разработчиков-энтузиастов не смогла изменить привычки пользователей и тягаться с Google на равных, никто не сможет!




Что случилось с AdBlock Plus?

Пользователи обратили внимание, что из portable-версии Maxthon исчез встроенный блокировщик рекламы AdBlock Plus. Случилось это, судя по всему, в MX 5.2.3.1000. При этом блокировщик, скорее всего, исчез и из обычной версии браузера. Просто, чтобы заметить это, вам придётся установить браузер с нуля. Вот никто и не заметил...

AdBlock Plus всё ещё доступен, но теперь лишь в виде расширения. Логично было бы разместить его на главной странице Extensions Center (которая, кстати, не обновлялась ещё со времён MX3), но, видимо, не судьба...

В фейковой группе уже появились фейковые новости о том, что ABP был удалён из браузера по требованию разработчика. Вот только это бред! ABP сами портировали расширение на Maxthon. Это полностью их расширение! Просто зайдите на сайт AdBlock Plus: Maxthon всё ещё висит в списке рекомендуемых браузеров. Следовательно, никакого конфликта нет. К тому же, если разработчикам ABP так уж хотелось быть самостоятельными, то почему на собственном сайте они до сих пор не разместили ссылку на само расширение?

И вот ещё что: покатайтесь в  файлах браузера, где-то там всё ещё зарыт встроенный ABP. Просто по умолчанию он теперь никак не отображается в самом браузере. Не думаю, что установка расширения как то скажется на производительности. Расширение просто делает ABP "видимым" (добавляет иконку на панель инструментов и в список установленных расширений). То есть ABP фактически никуда не делся, но для его "активации" теперь придётся установить расширение весом аж в 8KB, 7KB из которых – иконки.

Так что AdBlock Plus действительно в каком-то смысле был удалён. И виной тому действительно судебные иски. Вот только разработчики ABP тут совершенно ни при чём: скорее всего, они вообще не особо в курсе проблемы, иначе они бы сами загрузили расширение в Extensions Center. Но вместо этого этим пришлось заниматься одному из сотрудников Maxthon.

"Из-за встроенного AdBlock Plus на нас подали в суд, – объяснил основатель Maxthon Джефф Чен. – Поэтому пользователям теперь придётся самостоятельно устанавливать расширение. Никаких отличий от встроенной версии у расширения не будет".

Причём такое уже было! В 2014 г. Maxthon начали тестировать новую фишку: в уже привычную всплывающую панель для видеозаписей они добавили кнопку ускоренной перемотки. Назвали ту штуку AdSkipper, и зря... Будь это какой-нибудь Rewind, проблем было бы меньше... Китайские рекламщики почему-то не особо обрадовались возможности почти мгновенно проматывать рекламные вставки, Maxthon получил судебный иск и был вынужден отказаться от невероятно перспективной концепции.

Нечто подобное могло случиться и с AdBlock Plus. Скорее всего, администрация какого-то сайта заметила, что весомая часть их посетителей заходит на сайт именно через Maxthon (в Китае Maxthon всё ещё популярен). Терять деньги им не захотелось, они подали иск в суд. Maxthon пришлось сперва отключить AdBlock Plus по умолчанию, а потом и вовсе его "удалить". Но в этот раз Maxthon удалось минимизировать потери: ABP в отличие от AdSkipper доступен и будет доступен пользователям браузера.


Что ждёт браузер?

Итак, главные проблемы Maxthon – это отсутствие расширений, слишком гиковская направленность и китайская специфика. Хорошая новость заключается в том, что все эти проблемы хоть с трудом, но решаемы. И в основном благодаря появлению LivesToken (LVT)...

Maxthon нужны привычные расширения, но их всё ещё нет. Что делать? Самое простое решение – добавить в браузер поддержку расширений для Google Chrome. В WebStore их миллионы! Ведь Maxthon уже давно перешёл на Chromium, значит, добавить в браузер привычные расширения будет не так сложно. Или нет? Нет! Браузер уж слишком отличается от Chromium: "Мы действительно искали способ пришить к браузеру расширения, написанные для Google Chrome. Но оказалось, что в случае с Maxthon сделать это будет не так просто, – рассказал Джефф Чен. – Мы продолжим работать над браузером и постараемся улучшить некоторые функции и вовремя обновлять движок".

Если с привычными расширениями не получилось, нужно как-то стимулировать сторонних разработчиков. Сейчас им мало интересен браузер, которым почти никто не пользуется. Разработчиков, которые добровольно перешли на Maxthon, можно пересчитать по пальцам (возможно, одной руки!). Так как быть?

Первое, что приходит в голову – кнопка "Поддержать разработчика" на странице расширения. Нажав её пользователь мог бы пожертвовать разработчику часть своих токенов LVT. Такая система действует во многих децентрализованных сервисах. Хорошо бы видеть и другие расширения от этого разработчика (как, например, в Google Play).

Второй вариант – поощрять разработчиков напрямую. Например, при достижении определённого числа пользователей. Проблема в том, что сейчас Exnetsions Center считает не пользователей, а скачивания. Уверен, что команда Maxthon всё ещё держит у себя некоторое количество токенов (если нет – это плохой знак), и как раз эти токены можно было бы использовать для привлечения сторонних разработчиков.

Да, у этого плана есть и минусы: уже сейчас в Exnetsions Center встречаются перезаливы удалённых когда-то расширений. Единственный способ идентификации расширений – это GUID, отредактировав который вы можете залить хоть сотню одинаковых расширений. Если за расширения начнут "платить", перезаливов и мусора будет в разы больше больше.

Поэтому я пока не знаю, какой вариант был бы предпочтительнее... В первом случае пользователи сами решали бы, кого из разработчиков они хотят поддержать. Разработчикам было бы выгодно поддерживать старые расширения, добавлять новый функционал и работать над локализацией (большинство по-настоящему стоящих расширений сегодня доступны только китайцам). Во втором же случае Maxthon могли бы контролировать, кто именно получит вознаграждение. Пришлось бы слегка расширить штат модераторов или вообще общаться со сторонними разработчиками напрямую. Но у макстоновских расширений действительно есть потенциал!


Что ждёт сопутствующие продукты?

Куда интереснее дела обстоят с ныне почившим браузером Nitro. Его обещают воскресить: "Оказалось, что добавить поддержку привычных расширений из WebStore в отдельные проекты вроде Nitro гораздо проще, чем в Maxthon. Поэтому мы решили возродить линейку Nitro (возможно, уже под другим названием). Новый браузер уже на старте будет поддерживать расширения, написанные для Google Chrome, и некоторые криптовалютные фишки. У нас очень много идей относительно того, как можно было бы использовать браузер для создания децентрализованного интернета".

Если вам доводилось пользоваться последними версиями Nitro, вы должны знать, что:
  • браузер чрезвычайно хорошо оптимизирован (10-12 открытых вкладок требуют около 200MB RAM)
  • функционал Nitro долгое время был ограничен лишь закладками и неким подобием Табло а-ля Яндекс.Браузер
  • браузер нормально воспринимает букмарклеты (то есть расширить функционал всё же можно)
  • в последней бете появился встроенный AdBlock Plus (настраивать его чрезвычайно сложно, а без танцев с бубном он почти бесполезен)
  • в последней бете полностью поломаны шрифты: все двоится и слишком жирное
И по-моему, уже этого было почти достаточно, чтобы стать идеальным браузером для гиков. Когда Maxthon отвернулся от старых пользователей в сторону новой аудитории, именно Nitro внушал мне надежду: просто исправьте косяки со шрифтами, пофиксите работу ABP и добавьте возможность запускать пользовательские скрипты.

Привычные расширения – это, конечно, круто, но... В случае с Nitro это может существенно отразится на производительности. Nitro был по-настоящему самобытен. Боюсь, что сейчас он рискует превратиться в очередной хромоклон от очередных китайских разработчиков...

Но есть одна маленькая деталь...

В июне 2018 г. сайт BlockAsia опубликовал небольшую заметку о конференции LivesOne в Сингапуре. Некоторые вещи мне показались странными: например, о разработке браузера для майнинга в тексте написано так, будто он всё ещё на стадии разработке, то есть никто из простых пользователей его пока не видел. Между тем, интеграция Maxthon и LivesToken началась ещё в январе 2018 г., за полгода до конференции. Сам же браузер в публикации BlockAsia называется не иначе, как LivesOne. Правда, скачать его предлагают на официальном сайте, а там лишь Maxthon. Всё это не имело почти никакого смысла, пока на странице LivesToken в Facebook и Twitter не появилась вот эта публикация...


  • Начало внутреннего теста первого в мире криптовалютного браузера. Мы продолжим работать над оптимизацией, и уже через месяц мы планируем выйти на стадию публичного бета-теста.

То есть у LivesOne будет свой браузер! Maxthon, видимо, не может удовлетворить запросы новой криптовалютной аудитории, и фонду понадобился ещё один браузер для работы с LivesToken. Вот только какой смысл разрабатывать ещё один браузер? Особенно, если Maxthon собирается возродить Nitro?

Что, если новый браузер от LivesOne – это и есть Nitro?
Тот самый Nitro 2.0 с новым названием!

Вряд ли у Maxthon хватит ресурсов на разработку сразу трёх браузеров. Когда-то они уже пытались преуспеть во всём, но у них ничего не вышло. Нельзя браться за всё сразу!

И раз уж LivesOne официально базируется уже не в Китае, а в Сингапуре, раз уж Сингапур станет новым домом для нового браузера, почему бы не перевести туда всю команду? Ведь так делают многие разработчики (взять хотя бы Telegram, который уже давно переел из России в ОАЭ). Ведь именно об этом мечтал Чен: уехать из Китая, где ему негде развернуться из-за странных законов, туда, где ему будет куда расти...


За сим всё...
Рассказать друзьям через AddThis или Shareaholic
Translate via GoogleYandexBing or Promt
Другие публикации о Maxthon и LivesToken

Комментарии

Популярные сообщения