Reuters: Реакция IT-индустрии на скандал вокруг Facebook и Cambridge Analytica

  • Всякий раз, когда крупная IT-компания оказывается в центре очередного скандала, связанного с утечкой конфиденциальных данных, интерес рядовых пользователей к защите онлайн-приватности неуклонно растёт. Скандал вокруг Facebook и Cambridge Analytica не стал исключением. Репортёр Reuters Дуглас Бусвин связался с представителями компаний, которые так или иначе заняты разработкой защитного софта, и выяснил, как проблемы социальной сети повлияли на европейский интернет-рынок. Перевод заметки Reuters.

Напечатанный на 3D-принтере логотип Facebook, 20 марта 2018. REUTERS / Дадо Рувик

Пришло время удалить Facebook?

Онлайн-безопасность и политика конфиденциальности

Соблазн #УдалитьФейсбук после многочисленных публикаций о том, данные миллионов пользователей Facebook были украдены и могли быть использованы для политической агитации,безусловно, велик. Но, скорее всего, вам уже не удастся сбежать из-под "опеки" социальной сети: трекеры Facebook установлены на 30% сайтов (для сравнения: Google (GOOGL.O) во всех его ипостасях покрывает примерно 64% сайтов). Это результаты недавнего исследования Ghostery, в котором принимали участие 200 тыс. пользователей браузера Cliqz из Германии. Ни Facebook, ни Google так и не ответили на вопрос, считают ли они эти данные достаточно репрезентативными.

В 2016 году Принстонский университет провёл более масштабное исследование. Результаты были аналогичными: первое место среди наиболее "популярных" трекеров занял Google Analytics, следующие четыре места разделили другие сервисы Google, Facebook (FB.O) оказался шестым.

Cliqz – это один из тех стартапов, которые ставят во главу угла усиленную защиту личных данных. Браузер частично принадлежит немецкому издательству Hubert Burda Media, и его активно поддерживает Mozilla Foundation, разработчики браузера Firefox. "Мы помешаем сторонним компаниям следить за вами!", – обещает исполнительный директор Cliqz Марк Аль-Хэймс.

Фильтры рекламы (такие как AdBlock Plus, AdGuard и т. д.), блокировщики рекламных трекеров (вроде Ghostery, DuckDuckGo, Privacy Badger и др.) и конфиденциальные браузеры (такие как уже упомянутый Cliqz) призваны защитить пользователей от излишнего вторжения в их личную жизнь. Ведущие провайдеры Европы также пытаются продемонстрировать, что им небезразлична конфиденциальность их пользователей. "Всякий раз, как американская компания попадает в центр подобного скандала, наши дела идут в гору!", – рассказал Reuters основатель и генеральный директор немецкой компании United Internet (UTDI.DE) Ральф Доммермут. United Internet – это защищённый сервис электронной почты с собственным шифрованием, но помимо этого компания предоставляет и услуги хостинга. По заверением руководства, компания не передаёт данные своих клиентов третьим лицам.

Недавно United Internet совместно с другими крупными европейскими компаниями создали "Login Alliance", единый и безопасный сервис авторизации для 50 миллионов пользователей, полностью соответствующий новым правилам конфиденциальности, которые вступят в силу в странах Европейского Союза уже в мае. Система должна стать альтернативой привычной авторизации через Facebook.

Извержение вулкана

Защитники конфиденциальности много лет твердят о том, что пользовательское соглашение Facebook оставляет за социальной сетью право на сбор чрезмерной информации о её пользователях. Психолог Александр Коган загрузил в Facebook приложение, устанавливая которое, пользователь соглашался на обработку данных о себе и своих близких. Приложение установили несколько сотен тысяч человек, но этого оказалось достаточно, удалось собрать данные 50 миллионов пользователей.

Полученные данные Коган передал аналитическому сервису Cambridge Analytica, который в свою очередь использовал психологические портреты пользователей для продвижения предвыборной кампании Донадьда Трампа. Это прямое нарушение правил Facebook.

"Это вулкан, который должен был когда-то проснуться! Мы просто не знали когда именно это произойдёт...", – говорит Бэн Уильямс, директор по коммуникация AdBlock Plus (сейчас компания базируется в Германии). В первую очередь AdBlock Plus – это фильтр рекламы, но опытные пользователи могут настроить его и для защиты конфиденциальности. Суммарная аудитория ABP составляет 100 миллионов пользователей по всему миру. По словам Уильямса, большинство пользователей готовы терпеть рекламу в поисковой выдачи, но не хотят видеть агрессивную стороннюю рекламу на случайных сайтах.

Потери Facebook

По мнению Марка Аль-Хэмса из Cliqz, утечка данных пользователей Facebook ещё раз доказывает, что данные лучше вообще не собирать: "Случившиеся должно было вас возмутить, но вы не должны удивляться. Каждый, кто собирает данные пользователей, когда-нибудь их потеряет". У браузера Cliqz и одноимённого расширения есть специальная иконка, показывающая, сколько трекеров пытается отследить ваше поведение на открытом сайте. Cliqz автоматически меняет ваши данные на случайные и помогает вам замести следы (примерно по такому же принципу работает и Ghostery), а встроенная система анти-фишинга предупредит вас о вводе данных на подозрительном сайте.

Cliqz сохраняет историю браузера на телефоне и ПК, и использует её для персонализации поисковой выдачи. Сторонние компании могут использовать эту информацию в рекламных целях (через MyOffrz), но прямого доступа к самим данным у них нет. Таким образом, действия Cliqz и Ghostery вполне соответствуют новым правилам конфиденциальности Европейского Союза. "Мы можем показать вам персональное объявление, но это не значит, что где-то на наших серверах хранится информация о вас", – говорит Аль-Хэмс.

Сегодня Cliqz насчитывает около полумиллиона активных пользователей, а Ghostery (расширение, которое с недавних пор разрабатывается той же командой) – около 7 миллионов пользователей по всему миру.

Репортаж: Дуглас Бусвин
Редактор: Александр Смит
REUTERS
24 марта 2018 г.

Рассказать друзьям через AddThis или Shareaholic
Translate via GoogleYandex or Bing
The same in English

Комментарии

Популярные сообщения