Reuters: Реакция IT-индустрии на скандал вокруг Facebook и Cambridge Analytica

  • Всякий раз, когда крупная IT-компания оказывается в центре очередного скандала, связанного с утечкой конфиденциальных данных, интерес рядовых пользователей к защите онлайн-приватности неуклонно растёт. Скандал вокруг Facebook и Cambridge Analytica не стал исключением. Репортёр Reuters Дуглас Бусвин связался с представителями компаний, которые так или иначе заняты разработкой защитного софта, и выяснил, как проблемы социальной сети повлияли на европейский интернет-рынок. Перевод заметки Reuters.

Напечатанный на 3D-принтере логотип Facebook, 20 марта 2018. REUTERS / Дадо Рувик

Пришло время удалить Facebook?

Онлайн-безопасность и политика конфиденциальности

Соблазн #УдалитьФейсбук после многочисленных публикаций о том, данные миллионов пользователей Facebook были украдены и могли быть использованы для политической агитации,безусловно, велик. Но, скорее всего, вам уже не удастся сбежать из-под "опеки" социальной сети: трекеры Facebook установлены на 30% сайтов (для сравнения: Google (GOOGL.O) во всех его ипостасях покрывает примерно 64% сайтов). Это результаты недавнего исследования Ghostery, в котором принимали участие 200 тыс. пользователей браузера Cliqz из Германии. Ни Facebook, ни Google так и не ответили на вопрос, считают ли они эти данные достаточно репрезентативными.

В 2016 году Принстонский университет провёл более масштабное исследование. Результаты были аналогичными: первое место среди наиболее "популярных" трекеров занял Google Analytics, следующие четыре места разделили другие сервисы Google, Facebook (FB.O) оказался шестым.

Cliqz – это один из тех стартапов, которые ставят во главу угла усиленную защиту личных данных. Браузер частично принадлежит немецкому издательству Hubert Burda Media, и его активно поддерживает Mozilla Foundation, разработчики браузера Firefox. "Мы помешаем сторонним компаниям следить за вами!", – обещает исполнительный директор Cliqz Марк Аль-Хэймс.

Фильтры рекламы (такие как AdBlock Plus, AdGuard и т. д.), блокировщики рекламных трекеров (вроде Ghostery, DuckDuckGo, Privacy Badger и др.) и конфиденциальные браузеры (такие как уже упомянутый Cliqz) призваны защитить пользователей от излишнего вторжения в их личную жизнь. Ведущие провайдеры Европы также пытаются продемонстрировать, что им небезразлична конфиденциальность их пользователей. "Всякий раз, как американская компания попадает в центр подобного скандала, наши дела идут в гору!", – рассказал Reuters основатель и генеральный директор немецкой компании United Internet (UTDI.DE) Ральф Доммермут. United Internet – это защищённый сервис электронной почты с собственным шифрованием, но помимо этого компания предоставляет и услуги хостинга. По заверением руководства, компания не передаёт данные своих клиентов третьим лицам.

Недавно United Internet совместно с другими крупными европейскими компаниями создали "Login Alliance", единый и безопасный сервис авторизации для 50 миллионов пользователей, полностью соответствующий новым правилам конфиденциальности, которые вступят в силу в странах Европейского Союза уже в мае. Система должна стать альтернативой привычной авторизации через Facebook.

Извержение вулкана

Защитники конфиденциальности много лет твердят о том, что пользовательское соглашение Facebook оставляет за социальной сетью право на сбор чрезмерной информации о её пользователях. Психолог Александр Коган загрузил в Facebook приложение, устанавливая которое, пользователь соглашался на обработку данных о себе и своих близких. Приложение установили несколько сотен тысяч человек, но этого оказалось достаточно, удалось собрать данные 50 миллионов пользователей.

Полученные данные Коган передал аналитическому сервису Cambridge Analytica, который в свою очередь использовал психологические портреты пользователей для продвижения предвыборной кампании Донадьда Трампа. Это прямое нарушение правил Facebook.

"Это вулкан, который должен был когда-то проснуться! Мы просто не знали когда именно это произойдёт...", – говорит Бэн Уильямс, директор по коммуникация AdBlock Plus (сейчас компания базируется в Германии). В первую очередь AdBlock Plus – это фильтр рекламы, но опытные пользователи могут настроить его и для защиты конфиденциальности. Суммарная аудитория ABP составляет 100 миллионов пользователей по всему миру. По словам Уильямса, большинство пользователей готовы терпеть рекламу в поисковой выдачи, но не хотят видеть агрессивную стороннюю рекламу на случайных сайтах.

Потери Facebook

По мнению Марка Аль-Хэмса из Cliqz, утечка данных пользователей Facebook ещё раз доказывает, что данные лучше вообще не собирать: "Случившиеся должно было вас возмутить, но вы не должны удивляться. Каждый, кто собирает данные пользователей, когда-нибудь их потеряет". У браузера Cliqz и одноимённого расширения есть специальная иконка, показывающая, сколько трекеров пытается отследить ваше поведение на открытом сайте. Cliqz автоматически меняет ваши данные на случайные и помогает вам замести следы (примерно по такому же принципу работает и Ghostery), а встроенная система анти-фишинга предупредит вас о вводе данных на подозрительном сайте.

Cliqz сохраняет историю браузера на телефоне и ПК, и использует её для персонализации поисковой выдачи. Сторонние компании могут использовать эту информацию в рекламных целях (через MyOffrz), но прямого доступа к самим данным у них нет. Таким образом, действия Cliqz и Ghostery вполне соответствуют новым правилам конфиденциальности Европейского Союза. "Мы можем показать вам персональное объявление, но это не значит, что где-то на наших серверах хранится информация о вас", – говорит Аль-Хэмс.

Сегодня Cliqz насчитывает около полумиллиона активных пользователей, а Ghostery (расширение, которое с недавних пор разрабатывается той же командой) – около 7 миллионов пользователей по всему миру.

Репортаж: Дуглас Бусвин
Редактор: Александр Смит
REUTERS
24 марта 2018 г.

За сим всё...
Рассказать друзьям через AddThis или Shareaholic
Translate via GoogleYandexBing or Promt
Другие публикации о Facebook и утечках
The same in English

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Расширяем функционал браузера без расширений

Быстрый перевод без установки дополнительных расширений

Почему браузер закрывается без причины? Советы от разработчиков Maxthon